Развитие речи по методике марии монтессори. Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома Монтессори педагогика в работе логопеда вконтакте

Развитие речи по методике марии монтессори. Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома Монтессори педагогика в работе логопеда вконтакте

Светлана Владимирова
Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома

Ежегодно в наш детский дом поступают дети , которые либо никогда не знали семью, либо по разным причинам произошло разлучение с семьей. Проводя логопедическое обследование детей , я обратила внимание на то, что чаще всего дети поступают с нарушением всех компонентов речи : смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Анализ исследования показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и её предпосылки. У них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, страдает предметная деятельность. Кроме того, в следствие ранней социальной депривации у детей нет потребности в общении и слаборазвиты доречевые средства общения, несформировано слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, артикуляционный аппарат, очень сильно страдает мелкая моторика.

В планировании своей работы я опираюсь на методики обучения таких авторов как Т. Б. Филичева, З. Е. Агранович, Н. В. Нищева, Т. А. Ткачева и др.

Учитывая все трудности в своей работе , я поняла, что данную проблему мне поможет решить внедрение в практику элементов методики М . Монтессори . Большую помощь мне в этом оказало специальное обучение в Ассоциации Монтессори - педагогике в городе Москва.

Я считаю, что любой человек с самого рождения наделён собственным внутренним потенциалом, уникальностью. И мы, взрослые, должны своевременно раскрыть способности, создать условия для максимального развития ребенка.

Мария Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания, она считала, что с самого рождения ребенок, как губка – впитывает всё, что его окружает. Ведь это так и есть. Как показывает опыт работы логопеда в детском доме , сенсоматорика (слух, осязание, обоняние, зрение) служит тем толчком, когда включается компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи.

Основной целью логопедической работы с использованием элементов методики М . Монтессори я поставила :

Создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори – материалов .

Задачи, которые я решаю в своей работе :

Создать базу для формирования сенсорных представлений и эталонов, как предпосылку умственного развития.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

Решать образовательные задачи с помощью Монтессори – материалов .

Сформировать учебные навыки : познавательный интерес, способность к длительному сосредоточению, работоспособность , произвольность.

Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.

Реализовывать на практике принципы здоровье – и энергосберегающих систем обучения.

Для решения всех этих задач на своих логопедических занятиях я использую методики следующих авторов : М. Монтессори , Е. Хилтунен, Е. Б. Танникова, Н. В. Пятибратова.

Свою работу я начала с детьми 3-4 лет. В средней группе выбор в пользу преобладания именно сенсомоторных материалов основан на принципах сенситивных периодов развития. Помогли мне в этом материалы, представленные в книге автора Пятибратовой Н. В.

Организация занятия традиционная :

Начинается с круга, содержание которого соответствует планированию работы . Круг - это, прежде всего, возможность побыть вместе. Дети рассказывают, о чем ты думают, что чувствуют, задают вопросы, высказывают свое мнение. Также на круге повторяем правила работы с Монтессори – материалом в стихотворной форме.

Ходьба на линии : Сюда я включаю упражнения на координацию движения, задания на развития внимания, памяти и фонематического слуха. Хорошо использовать логоритмические движения .

На приветствии можно решить разные коррекционные задачи : увеличение словарного запаса необходимыми словами (добрыми словами, употребление уменьшительно-ласкательных форм имен) . На приветствии закрепляем внятность произношений имен, работаем над силой и темпом голоса (тихо – громко, шепотом, быстро – медленно) . Также я включаю сюда пальчиковую гимнастику, су-джок.

На минутках тишины уместно использовать элементы аутотренинга с релаксацией под тихую музыку (пение птиц, звуки животных, води и т. д., различные расслабляющие движения.

Во время свободной работы ребенок сам выбирает Монтессори – материал , место, где устроиться. Моя задача – показать, как работать с материалом . Материалы меняются по необходимости, так как дети много и охотно работают с ними . Для отслеживания динамики обучения по Монтессори – материалам я веду учет работы их использования . Специфика логопедической работы заключается в том , что необходимо отменить или видоизменить некоторые основополагающие принципы классического Монтессори – метода , где педагог и ребенок минимально пользуется речью. Так как моей основной целью является решение речевых задач в процессе презентации идет речевое сопровождение деятельности планирования работы .

В результате использования элементов методики Монтессори я отметила , что у детей формируются такие качества :

уверенность в себе

позитивная самооценка

высокая познавательная мотивация

умение делать выбор исходя из реальных потребностей

способность концентрироваться на работе

трудолюбие и самостоятельность

умение общаться

Список использованной литературы :

Афанасьева Т. И «Учить по Монтессори » (из опыта работы , Москва, 1996 г.

Монтессори М . «Дети – другие» , Москва 2005 г.

Пятибратова Н. В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори », Москва, 2010 г.

Танникова Е. Б. «Монтессори группы в ДОУ » , Москва, 2007 г.

Хилтунен Е. «Уроки на корточках» , Москва, 2006 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»

Педагогический проект по методике

М. Монтессори.

«Помоги мне это сделать самому»

Составила: Валей Т. В.

Актуальность:

У детей младшего дошкольного возраста слабо развиты тактильные ощущения, зрительные, слуховые восприятия, отчего страдает речь, память, внимание, воображение. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, рецепторов кожи, слизистой носа и рта).

Монтессори-методика хороша тем, что полностью погружает детей в мир самых разнообразных, трансформирующихся игр, которые никогда не заканчиваются, не ломаются, не надоедают. Более того эти игры обучают ребенка навыкам, которые в дальнейшем помогут ему легче ориентироваться в жизни, в быту, и даже в отношениях.

Качественное развитие детей можно организовать совершенно бесплатно с помощью самых обыкновенных предметов, находящихся у нас под рукой.

Цель проекта:

Знакомство детей раннего возраста с многообразием окружающего мира.

Задачи проекта:

    Помочь ребенку в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности приобрести чувственный опыт.

    Развивать представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развивать представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Развивать и расширять словарь детей.

    Воспитывать живой интерес ко всему новому необычному.

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Формы работы:

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Помоги мне это сделать самому», «Гуляем зимой», «Играем с водой и песком».

«Мамины книжки»

«Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)

Предложение к родителям:

«Шьём мешочки», «Изготовим погремушки», Изготовим рамки», « Делаем карточки», «Соберём винтики и болтики»,

Методика: дидактические, подвижные, словесные игры, использование дидактического материала, природного и бросового материала.

Прогнозируемый результат:

    Накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

    У детей развиты представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развиты представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Активизирован словарный запас.

    Родители принимают активное участие в совместной деятельности с педагогом по данной теме.

    Расширены представления о разнообразии окружающего мира.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап. Октябрь 2014 г.

Анкетирование родителей.

Изучение литературы по теме проекта.

Разработка перспективного плана работы по методике М.Монтессори.

Подбор наглядно-методических пособий, наборов бросового материала.

Оформление родительского уголка.

Мероприятия

участники

Игры с водой: «Переливаем», «Цветная вода» 1.

Знакомство со свойствами жидкости (течёт, перекрашивается)

Знакомство с цветом

Воспитатель и дети

Игры с крупой: «Пересыпаем», «Наполним кастрюлю» 1.

Развитие мелкой моторики. Учить определять количество сыпучего материала (много – мало, больше – меньше, столько же)

Воспитатель и дети

Игры детей с коробочками (по боковым сторонам отверстия): «Угадай на слух» (ощупь)

Развитие тактильных, слуховых ощущений, речи и словаря детей

Воспитатель, родители и дети

Мешочки с наполнением

Развитие тактильных и зрительных ощущений

Воспитатель, родители, дети

«Тени на стене»

Изготовление теневого театра

«Гуляем в темноте», «Фонарик», «Свеча»

Развитие зрительного восприятия (свет и тень).

Формирование представлений о свете и темноте.

Развитие словаря (темно – светло, тускло – ярко)

Воспитатель, родители и дети

Показ русской народной сказки «Теремок» (теневой театр)

Развитие зрительных ощущений, восприятие света и тени

Воспитатель родители и дети

Игра « Холодно – тепло – горячо»

Игра «Помоем посуду»

Знакомство со свойствами льда снега и агрегатным состоянием воды

Воспитатель и дети

Игры: «2 коробки», «Где твоё место»

Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками

Воспитатель родители и дети

Игра «Назови правильно»

Расширение словарного запаса, умение классифицировать предметы по категориям

Игра «Разложи фигуры по местам»

Знакомство с геометрическими фигурами (плоские формы)

Воспитатель и дети

Игры с объёмными геометрическими фигурами (одного цвета): «Найди такую же фигуру», «Лишняя фигура»

Подбирать нужную форму путём зрительного соотношения

Воспитатель и дети

Игры со шнурами, пуговицами, крючками, петлями, бантиками, липучками, застёжками «молния»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Воспитатель, родители и дети

Игра «Разложи по порядку»

Расширение представлений о живой природе. Расширение словарного запаса (зёрнышко -росток - подсолнух; яйцо- цыплёнок - курица).

Воспитатель и дети

Игра: «Винтики – болтики»

Развитие кисти, концентрация внимания

Воспитатель, родители и дети

Игра: «Солнышко свети»

Развитие трёх пишущих пальцев

Воспитатель, родители и дети

Литература:

1. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой.

3. К. Сумнительный (кан. Пед. Наук) «Помоги мне это сделать самому» (школа Монтессори).

Материал подготовила
Филиппова Анастасия Юрьевна.
Учитель-логопед МДОУ №30 г.Раменское, монтессори-педагог


Используя методику М.Монтессори в коррекции ОНР логопед может не только осуществлять коррекцию лексико-грамматического строя речи, но и бороться со вторичными проявлениями ОНР: негативизм, СДВГ. Кроме того данный метод основывается на развитии чувственного опыта, который является базисным для детей с нарушениями речи.


Как известно, в работе логопеда с детьми, имеющими ОНР III уровня на первый план выходит коррекция лексико-грамматического строя речи.

Данная работа проводилась нами в сочетании традиционной методики и инновационной, с использованием элементов педагогики М. Монтессори, которая включала:

Ходьбу по линии;

Приветствие;

-«круг»;

-«трехступенчатый урок»;

-«минутка тишины»;

Работа с Монтессори-материалом;


На первом этапе помимо основных задач по развитию лексико-грамматического строя речи необходимо было решить также ряд дополнительных коррекционных задач в общей структуре методики М.Монтессори:

Научить детей навыкам расслабления, снятия мышечного напряжения;

Обучить правилам работы в группе и способам концентрации внимания;

Установить доверительные отношения внутри коллектива дошкольников;

Развитие мотивационной составляющей занятий, познавательного интереса;

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие лексического запаса. Формирование направленности внимания к изменению грамматических форм.

Лексическая тема «Фрукты».

Ходьба на линии: дети выполняют различные упражнения на координацию движений, задания на выполнение инструкций различной по сложности, а также упражнения на развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Дети носят в руках различные предметы, чашки, ложки с шариками. Используются различные варианты ходьбы: спиной вперед, боком, с кружениями, под музыку, под звучание музыкальных инструментов.

Приветствие: дошкольники садятся по кругу и передают зажженную свечу со словами приветствия. Огонь помогает сконцентрировать внимание, настроиться на мирный лад, способствует межличностному контакту. Дети могут здороваться громко и четко, ласковыми словами или шепотом.

Данные приемы способствуют улучшению атмосферы в группе, создают положительный настрой на занятия, удовлетворяют потребность детей в движении, формируют доверие к педагогу.

Круг: во время его проведения дети рассматривают и ощупывают настоящие фрукты: яблоко, банан, киви, апельсин, лимон. Логопед составляет рассказ-описание каждого фрукта, характеризуя его форму, цвет, вкус- в словарь детей вводятся относительные прилагательные. Формируется обобщающее понятие «фрукты». Затем фрукты разрезают, пробуют на вкус, выдавливают из них сок. В процессе данных действий происходит пополнение глагольного словаря и происходит разграничение семантики различных действий (резать, выжимать, перекладывать, наливать, размешивать) , кроме того, логопед, комментируя свои действия, обучает детей префиксальному образованию глаголов (наливать, переливать, разливать, подливать, доливать ), затем дети самостоятельно комментируют свои действия.

Пробуя сок на вкус, дети учатся составлять относительные прилагательные от существительных: сок из апельсина- апельсиновый, сок из лимона-лимонный, пюре из яблока-яблочное.

Развитие лексики неразрывно связано с развитием грамматики. Осуществляя манипуляции с различными фруктами, происходит усвоение родительного падежа множественного числа существительных: У Маши есть яблоко, а у Коли нет (чего?)-яблока, у Вани много (чего?)- яблок.

В качестве дидактических игр использовались следующие: «Угадай по описанию», «Угадай на вкус», «Волшебный мошек», «Четвертый лишний».

«Минута тишины»: в конце занятия дети ложились на ковер и слушали мельчайшие шорохи и шумы или лежали с закрытыми глазами и слушали спокойную музыку. Данные релаксационные упражнения обладают терапевтическим эффектом, т.к. способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, нормализуют работу нервной системы.

Таким образом, через тактильные, зрительные и вкусовые ощущения у детей происходит формирование номинативного, глагольного словаря, словаря прилагательных, установление семантического значения слова, развиваются навыки словоизменения и словообразования. Детям с общим недоразвитием речи III уровня достаточно сложно долго концентрировать внимание, а совершая различные манипуляции с натуральными продуктами и предметами, они способны гораздо дольше проявлять познавательный интерес и являются активными участниками коррекционного процесса.

В качестве дальнейших упражнений детям предлагалось соотнести натуральные фрукты с картинками. Аналогичным образом проводилась работа по лексической теме «Овощи». Затем проводился урок-классификация для разграничения понятий «Овощи» и «Фрукты». Дети классифицировали картинки и предметы на две категории, объясняя свои действия. В дальнейшем, используя настоящие предметы быта, проходила активизации словаря и закреплялись семантических категории по темам: продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, профессии, мебель.

В Монтессори-группе, для закрепления семантического значения слова предусмотрены различные действия в «зоне практической жизни»: мытье посуды (активизация словаря

Статья об использовании методов Монтессори-терапии на индивидуально-коррекционных логопедических занятиях.

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков ребёнка позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Грамотно организованная коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Основной целью логокоррекционных занятий в дошкольном образовательном учреждении является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения. Но в нынешнее время актуальным становятся также и развитие творческого потенциала детей, проявление активности в получении знаний. В ребёнке важно воспитать любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, то есть сформировать психологические показатели готовности к школе. Для решения данной задачи в практику своей работы я внедрила использование Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях.

Как уже известно, Монтессори-метод заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребёнка», предусматривает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на развитие личности: каждый ребёнок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений. То есть самовоспитание и саморазвитие составляют основу Монтессори-метода.

В моей работе отклонением от данного метода является лишь то, что во время индивидуально-коррекционных занятий ребёнку не предоставляется свобода выбора пособий, а педагог сам предлагает ребёнку тот или иной Монтессори-материал в зависимости от вида коррекционного занятия.

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», — писал В. А. Сухомлинский. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Я приведу некоторые примеры использования Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях по развитию мелкой моторики.

Блоки цилиндров

Основная задача этого задания: вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия. При выполнении данного задания мы развиваем у ребёнка зрительное восприятие размеров (глазомер); идёт подготовка к обучению математике (по 5 цилиндров в каждом блоке), ребёнок учится сравнивать величины: высокий – низкий, выше, чем – ниже, чем, самый высокий — самый низкий, толстый – тонкий, глубокое – мелкое, глубже — мельче, широкое – узкое, шире — уже, и т.д. (это задание также хорошо и для развития речи – подбор антонимов); идёт подготовка руки к письму (работают большой, указательный и средний пальцы ведущей руки).

Розовая башня

Задача: построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда). Здесь мы также развиваем зрительное восприятие размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике (10 кубов – значение числа 10), знакомство с формой куба; понятия: большой – маленький, больше, чем – меньше, чем, самый большой — самый маленький.

Коричневая лестница

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике и письму; развивается мускульная память, точность; понятия: толстый – тонкий, толще, чем – тоньше, чем, самый толстый — самый тонкий.
Красные штанги.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением длины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия, подготовка к обучению математике; понятия: длинный – короткий, длиннее, чем – короче, чем, самый длинный — самый короткий.

Геометрический комод

Задача: подбор пар – отверстие – вкладыш – в соответствии с их формой и размером. Ребёнок учится визуально различать формы; знакомство с геометрическими фигурами; подготовка руки к письму и рисованию (захват тремя пальцами и обвод контура фигуры указательным и средним пальцами). Данное пособие можно изготовить самим. Понадобятся: цветная бумага, толстый картон, пенопласт, клей. Делаются по принципу рамок-вкладышей.
Доски для ощупывания.

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия, тонкой моторики. Ребенок ощущает пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями; понятия: гладкая — шершавая. Косвенно происходит подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Шероховатые таблички

Задача: развитие осязания (тактильного восприятия), тонкой моторики. Косвенно происходит развитие координации движений, навыка самостоятельной углубленной работы, тренировка пальцев рук, подготовка руки к письму. Понятия: шершавый, более шершавый, самый шершавый.

Ящик с тканью

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия. Ребенок составляет пары одинаковых на ощупь тканей. Косвенно происходит развитие мелкой моторики, подготовка к письму, восприятие порядка. Словарь: названия тканей и материалов.

Почти все предметы, необходимые для этих упражнений, находятся под руками, можно самим изготовить некоторые пособия.

Сочетание методов традиционного дошкольного образования, своеобразия Монтессори-педагогики и инновации игровых технологий является основным условием успешности обучения дошкольника в дальнейшем.

Газизова Г.Р.
учитель-логопед

Система Монтессори до сих пор остаётся востребованной и популярной среди воспитателей и мам. Один из факторов подобного успеха – одновременное совершенствование практически всех сторон детской личности.

Так, например, развитие речи у ребятишек идёт вкупе со становлением других важнейших умений – точной моторики, сенсорики и навыков самообслуживания.

Рассмотрим подробнее особенности данной методики и её вклад в речевое развитие.

Первоначально система Монтессори предназначалась для обучения малышей, имеющих серьёзные интеллектуальные проблемы. Так как большинство этих деток имело проблемы с речью, автор придумала и внедрила комплекс упражнений, развивающих языковые навыки благодаря совершенствованию тонкой моторики пальчиков.

Поскольку ребенок с задержанным развитием не всегда понимал объяснения педагогов, Монтессори включила в образовательный процесс специальные материалы (пособия и игрушки), при помощи которых воспитанники изучали окружающую действительность на основании «самообслуживания». Малыш самостоятельно изучал предметы и учился ими пользоваться.

Через определённый промежуток времени выяснилось, что прежде казавшиеся необучаемыми дети научились чтению, письму и счёту гораздо раньше развитых ровесников из соседних учебных учреждений. В чём секрет подобной успешности?

Основные положения Монтессори-педагогики – максимальная свобода и минимальное вмешательство в учебный процесс. Кроме того, не следует забывать и о других принципах методики:

  • самостоятельность ребёнка в выборе игрового материала, длительности занятия;
  • учёт индивидуальных особенностей каждого малыша;
  • учитель не обучает, а направляет самостоятельную активность ребёнка;
  • разработка особой «обстановки развития», в которой ребёнок может и хочет проявить собственную индивидуальность.

Следует сказать несколько слов о разработке развивающей среды и её влиянии на реализацию других методических принципов. Основой среды являются самые обыденные предметы. Благодаря этой «обычности» и простоте, ребёнок стремится к самостоятельному познанию мира через опыты и действия.

Организация обучающих зон

Чтобы реализовать все образовательные и воспитательные задачи, пространство, в котором расположены дети, определённым образом организуют. То есть делят на зоны, располагая в них дидактические материалы.

Читайте также: Нарушения письменной речи и чтения. Причины и признаки

  1. Зона реальной жизни. В этом пространстве ребёнок учится простым навыкам самообслуживания. К примеру, готовит еду, убирается, застёгивает пуговицы, сервирует стол. Причём все действия малыш выполняет серьёзно, словно взрослый.
  2. Сенсорная зона. В этой среде ребёнок познаёт свойства предметов с помощью слухового и зрительного анализаторов, обоняния и осязания. Малыши трогают, собирают, взвешивают самые разные материалы, развивая в процессе игры точную моторику, внимание и речь.
  3. Математическая зона. Ребёнок через игры с пособиями учится выполнять элементарные действия – складывать, вычитать, делить. Кроме того, происходит формирование пространственного мышления и логики.
  4. Космическая зона. В этом пространстве ребёнок знакомится с окружающим миром во всём его многообразии – с фауной и флорой, государствами и культурой, простейшими физическими процессами.
  5. Языковая зона. Подобранные книжки и учебные материалы способствуют скорейшему развитию речевых навыков, формированию детского словаря, обучению грамоте.

Помимо непосредственно речевой зоны, остальные учебные пространства также помогают формированию языковых умений. Тренировка точной моторики через упражнения с бусинами, шнуровками, сенсорные игры ускоряют совершенствование речи.

Развитие речевых навыков

Итак, роль Марии Монтессори в развитии речи детей сложно переоценить. Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника.

От года до трёх лет

С самыми маленькими учениками педагоги проводят многочисленные пальчиковые игры и гимнастику, которые обычно сопровождаются простыми стишками. Это помогает активизировать языковое развитие, расширить словарь и совершенствовать процесс запоминания информации.

Самые популярные материалы в этот период:

  • фигурки-вкладыши;
  • пособия для ощупывания;
  • книжки с максимально реалистичными изображениями;
  • звуковые коробочки.

Последнее пособие представляет особый интерес. Перед обучением грамоте Монтессори предлагала выполнять упражнения для различения звуков. С этой целью нужно подготовить небольшие предметы и игрушки, которые раскладываются в коробку с отделениями (больше всего подходит кейс для инструментов). На каждом ящичке клеится буковка, обозначающая определённый звук, который имеется в игрушках. Например, в ячейках с буквой «Ш» находятся следующие предметы: мышка, кошка, кашалот, шуруп.

От трёх до семи лет

Овладеть чтением для ребёнка гораздо сложнее, нежели научиться писать. Вот почему Монтессори предлагала сначала обучить детей графомоторным навыкам, причём делать это нужно уже с трёх лет. Однако важное отличие данной методики в том, что автор отказалась от первоначального выведения печатных букв и ввела понятие так называемого «спонтанного письма».

По мнению Монтессори, для ребёнка выведение округлых линий гораздо естественнее, чем рисование «рубленных» печатных букв. При спонтанном письме дети 4-5 лет, ещё незнакомые с алфавитом, уже самопроизвольно изображают прописные буквы и даже слова.

Согласно методике Монтессори, стандартная зона развития речи должна включать следующие материалы и упражнения для овладения письмом и чтением:

  • игры с буквами с шершавой поверхностью;
  • подвижный алфавит;
  • книжки;
  • пособия для раскрашивания;
  • обводка слов и изображений;
  • переписывание коротких слов;
  • карточки со словами.
просмотров